Полвека в онкологии: медицинская сестра Мария Лыхина

7 мая 2024

Наступившую неделю завершит профессиональный праздник – День медицинской сестры. Перед праздником в Краевом онкодиспансере решили рассказать о нескольких медицинских сестрах. Первая героиня – медицинская сестра отделения функциональной и ультразвуковой диагностики Мария Лыхина. Сейчас она работает в кабинете спирографии – отслеживает различные изменения работы легких у пациентов.

Мария Степановна – самый опытный сотрудник: она работает в онкологическом диспансере почти 50 лет, круглая дата наступит в августе этого года. Несмотря на столь внушительный профессиональный опыт, на вопросы она отвечает с большой скромностью, будто бы не считая полувековую работу в одном учреждении чем-то особо примечательным. Тем не менее, говорить с Марией Степановной – одно удовольствие!

– Мария Степановна, как начался ваш трудовой путь?

– Я с детства восхищалась людьми в белых халатах, которые приносят добро. Мы часто играли в медиков, только и знали, что «делать уколы». Моя тетя работала медицинской сестрой, мне это нравилось с детства. В 1972 году я поступила в медицинское училище при Краевой больнице. Дальше, как и у всех, случилось распределение, в результате которого я попала в краевой онкологический диспансер. После собеседования с главной медицинской сестрой меня направили работать в хирургическое отделение. Тогда его заведующим был Николай Александрович Рыкованов, его именем сейчас названо одно из отделений абдоминальной онкологии. Я успела поработать и постовой медсестрой, и в процедурном кабинете, и в палате интенсивной терапии. Впоследствии меня перевели медицинской сестрой в кабинет ЭКГ и спирографии, с тех пор я и работаю в функциональной диагностике.

– Что больше всего нравится в работе и что доставляет больше всего хлопот?

– Мне нравится общаться с пациентами, вникать в их проблемы и по возможности решать эти проблемы вместе с врачом. А хлопоты… Даже не знаю. Порою сложно с первого раза объяснить пациенту все нюансы процедуры, но это, я полагаю, происходит оттого, что люди напуганы, нервничают. Поэтому разве это можно назвать хлопотами?

– Кстати, вы как-нибудь поддерживаете пациентов, которым морально тяжело, которые испытывают боль, дискомфорт?

– Конечно, стараюсь, невозможно не обращать внимания на чужую боль, даже если пытаешься абстрагироваться и не пропускать ее через себя. Успокаиваю как могу. Добрым словом, улыбкой, вниманием. Разговариваю, отвлекаю. Говорю, что надо выдержать это все, пройти и забыть.

– Как проходит ваш день?

– Я прихожу, проверяю дезинфицирующие средства, наличие расходников. Ежедневно провожу калибровку аппарата. Если все хорошо – начинаю прием пациентов. Каждому вошедшему в мой кабинет пациенту я измеряю рост и вес, до мельчайших деталей описываю процедуру, рассказываю, как нужно дышать, а затем мы приступаем к спирографии. В день ко мне приходят около 15 пациентов.

– Почему не ушли из онко за 50 лет?

– Откровенно говоря, я об этом никогда не задумывалась. Здесь мне всегда нравилось. Коллеги стали практически родными, а сам диспансер – вторым домом.

– Интересно, а часто ли дома вас просят «выполнять работу» медицинской сестры?

– Сейчас многие соседи поменялись, такого уже нет. А вот раньше, когда мы только переехали в новую квартиру, у двери действительно практически очередь стояла. Теперь работу оставляю на работе, а дома занимаюсь другими любимыми делами.

– Какими, например? Как вы справляетесь с физической и эмоциональной нагрузкой, связанной с работой?

– Мое любимое дело дома – выращивать цветы. Их у меня много и в квартире, и на дачном участке. На дачу тоже ездить очень люблю. Ну и читать – я всегда много читала.

– Есть ли какое-то особо сильное воспоминание о работе, которое вы пронесли сквозь годы?

– Очень часто я вспоминаю тех, с кем работала в самом начале. Например, когда я пришла работать, старшей медицинской сестрой хирургического отделения была Любовь Алексеевна Азарёнок. Она научила меня всему, что знала сама, показывала все и рассказывала обо всем, к ней всегда можно было обратиться с вопросом. Она была очень умной и очень хорошей женщиной, в меру строгой. Всегда вспоминаю ее с теплотой.

– Что такое «медицинская сестра»? Что для вас значит быть медицинской сестрой?

– Для меня быть медсестрой – значит полностью посвятить себя работе, постоянно, непрерывно профессионально расти, несмотря на имеющийся уже опыт. Кроме того, быть медсестрой – это уметь моментально оказать помощь.

– Мария Степановна, какие напутствия дадите молодым специалистам, тем, кто только начинает профессиональную деятельность?

– Те, кто хочет стать медсестрой или медбратом, должны понимать: идти на такую работу можно и нужно только по призванию. В этой профессии остаются те, для кого главная цель – дарить людям заботу и здоровье. Наша профессия – не для случайных людей, поэтому молодые медсестры должны быть крепки духом, добры душой и постоянно профессионально расти. Они должны быть милосердны, честны, доброжелательны и добросовестны, психологически устойчивы, должны уметь держать себя в руках и не фонтанировать эмоциями там, где это неуместно. Все же мы, в некотором смысле, опора и для пациентов, и для врачей.

Добавим, Красноярский краевой клинический онкологический диспансер им. А. И. Крыжановского – ведущее учреждение края, которое курирует оказание онкологической помощи на всей территории региона и участвует в реализации национального проекта «Здравоохранение».