Платные медицинские услуги

ДОКУМЕНТЫ ПО ПЛАТНЫМ МЕДИЦИНСКИМ УСЛУГАМ

Перечень услуг, оказываемых краевыми автономными, казенными и бюджетными учреждениями здравоохранения подведомственными министерству здравоохранения Красноярского края на платной основе

Информация по вопросу организации платных медицинских услуг в учреждениях здравоохранения

Платные медицинские услуги – это медицинские услуги, которые в соответствии с действующим законодательством должны предоставляться как дополнение к бесплатным медицинским услугам. На платной основе не должны предоставляться медицинские услуги, которые финансируются за счет средств бюджетов всех уровней и за счет средств государственных внебюджетных фондов.

Учреждения здравоохранения вправе предоставлять за плату немедицинские услуги (дополнительные бытовые и сервисные услуги, включая пребывание в палатах повышенной комфортности; дополнительный уход, не обусловленный медицинскими показаниями; дополнительное питание; оснащение палат и кабинетов дополнительными видами немедицинского оборудования: телефон, телевизор, оргтехника, холодильник и т.д.; транспортные и другие услуги) в соответствии с действующим законодательством в случае, если платные услуги предусмотрены уставом учреждения здравоохранения.

Платные медицинские услуги ни в коей мере не должны подменять гарантированную гражданам бесплатную медицинскую помощь.

Таким образом, платные медицинские услуги предоставляются населению дополнительно к гарантированному объему бесплатной медицинской помощи, финансируемому из средств бюджетов всех уровней и средств обязательного медицинского страхования.

1. Условиями для оказания учреждениями здравоохранения платных медицинских услуг являются:

  • отсутствие соответствующих медицинских услуг в программе государственных гарантий оказания населению Красноярского края бесплатной медицинской помощи (далее – Территориальная программа государственных гарантий);

  • предоставление соответствующих медицинских услуг лицам, не имеющим права на получение бесплатной медицинской помощи в соответствии с Территориальной программой государственных гарантий (оказание платных медицинских услуг гражданам иностранных государств, не подлежащих обязательному медицинскому страхованию на территории Российской Федерации при отсутствии соответствующих межгосударственных соглашений; медицинские услуги, оказываемые лицам, не застрахованным в системе обязательного медицинского страхования и т.д.);

  • предоставление медицинских услуг по разрешенным технологиям, не входящим в стандарт оказания медицинской помощи при конкретном заболевании (т.е. оказание платных медицинских услуг по желанию граждан сверх стандарта оказания медицинской помощи), в том числе:

  • оказание медицинских услуг по инициативе гражданина вне порядка и условий, установленных Территориальной программой государственных гарантий (например, проводимые у пациента на дому диагностические исследования, манипуляции, процедуры, консультации и курсы лечения – за исключением случаев, когда пациент по состоянию здоровья и характеру заболевания не в состоянии посетить Учреждение или когда в помощь на дому предоставляется в рамках организации стационаров на дому.  Следует обратить внимание на то, что при оказании подобных платных услуг пациентам должна быть обеспечена возможность получения по этим видам услуг  и бесплатной медицинской помощи. Другими словами, таковые условия должны предоставляться дополнительно, а не взамен обычного порядка оказания помощи);

  • предоставление медицинских услуг, не являющихся для конкретного учреждения предметом обязательств в отношении выполнения территориальной программы государственных гарантий. Критериями, на основании которых определяется уровень медицинской помощи, выступают Устав, в котором зафиксированы основные виды деятельности учреждения, а также содержание соответствующих отраслевых приказов. Так, Приказом МЗ РФ от 14.09.2001 г. № 360 утвержден «Перечень лучевых методов исследования для учреждений здравоохранения», в котором приведен перечень исследований применительно к различным учреждениям здравоохранения.

1.1. Отсутствуют в Территориальной программе государственных гарантий и предоставляются исключительно на платной основе следующие медицинские услуги:

- медицинские осмотры граждан старше 18 лет, проводимые с целью получения специального права (на вождение автомобиля, для приобретения оружия и т.п.);

- медицинские осмотры иностранных граждан и лиц без гражданства для получения медицинского заключения об отсутствии или наличии у них заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание, вида на жительство, разрешения на работу в Российской Федерации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации;

- анонимная диагностика и лечение (за исключением ВИЧ-инфекции);

- медицинская косметологическая помощь, за исключением пластических и реконструктивных операций по медицинским показаниям, и медицинская помощь, связанная с изменением пола;

- традиционные методы диагностики и лечения:

- коррекция зрения при помощи контактных линз;

- изготовление и ремонт зубных протезов, за исключением случаев предоставления отдельным категориям граждан аналогичных мер социальной поддержки в соответствии с действующим законодательством.

1.2. Предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) согласно ст. 213 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 28.02.2008 г.) осуществляются за счет средств работодателя.

В соответствии с приказом Минздравсоцразвития от 16.08.2004 г. № 83 «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) и порядка проведения этих осмотров (обследований)» работник для прохождения предварительного медицинского осмотра (обследования) представляет направление, выданное работодателем, в котором указываются вредные и (или) опасные производственные факторы и вредные работы. Кроме того, для проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работодатель обязан заключить долгосрочный договор с Учреждением, имеющим лицензию на право проведения предварительных медицинских осмотров лиц, принимаемых на работы с вредными и (или) опасными условиями труда.

2. Оказание платных медицинских услуг учреждениями здравоохранения производится на следующих основаниях:

  • выполнения учреждением здравоохранения в полном объеме Территориальной программы государственных гарантий;

  • отсутствия соответствующих медицинских услуг в Территориальной программе государственных гарантий;

  • наличия лицензии на соответствующие виды медицинской деятельности и специального разрешения соответствующего органа управлением здравоохранения на оказание платных медицинских услуг;

  • организации оказания платных медицинских услуг населению в специально выделенных помещениях (кабинетах, отделениях), таким образом разделив потоки больных, получающих бесплатную медицинскую помощь и платные медицинские услуги (за исключением случаев, когда медицинская технология не может быть дублирована (исследования методом компьютерной томографии, методом магнитно-резонансной томографии и др.);

  • организации оказание платных медицинских услуг населению работниками, оказывающими исключительно платные медицинские услуги, либо работниками учреждения здравоохранения, оказывающими населению гарантированную (бесплатную) медицинскую помощь, но в специально отведенное время;

  • отдельного учета рабочего времени специалистов, оказывающих платные медицинские услуги (графики учета рабочего времени по основной работе и по оказанию платных медицинских услуг составляются раздельно);

  • отдельного учета материальных затрат, связанных с оказанием этих услуг.

3. Основанием предоставления платных медицинских услуг (медицинских услуг на возмездной основе) является желание гражданина получить конкретную услугу именно на платной основе, оформленное в виде договора. При заключении договора до сведения граждан должна быть доведена конкретная информация о возможности и порядке получения медицинских услуг на бесплатной основе в учреждении здравоохранения. Факт доведения до сведения граждан указанной информации должен быть зафиксирован в договоре.

4. Не является условием предоставления медицинских услуг на платной основе:

  • Отсутствие у пациентов регистрации по месту жительства.  В соответствии со ст. 3 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» отсутствие регистрации не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод. Поэтому сам по себе факт отсутствия регистрации не дает оснований требовать оплаты за оказанную медицинскую помощь.

  • Оказание гражданам на платной основе экстренной и скорой медицинской помощи (при состояниях, угрожающих жизни, при острой боли и пр.) категорически не допускается. Экстренная помощь должна предоставляться бесплатно. Вышеизложенное относится как к стационарным учреждениям, так и к амбулаторным.

  • В соответствии с Правилами оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 01.09.2005 № 546, медицинская помощь иностранным гражданам в случае возникновения состояний, представляющих непосредственную угрозу их жизни или требующих срочного медицинского вмешательства (последствия травм, несчастных случаев, отравлений) оказывается безотлагательно и бесплатно.

  • После выхода из указанных состояний иностранным гражданам может быть оказана плановая медицинская помощи на платной основе (при отсутствии межгосударственных соглашений).

  • Направление пациента, находящегося на лечении в учреждении здравоохранения, на диагностическое исследование, консультацию специалистов в другое учреждение, участвующее в реализации Территориальной программы государственных гарантий.

  • Наличие иногороднего полиса обязательного медицинского страхования. Согласно ст. 5 раздела 2 Закона РФ от 28 июня 1991 года № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» страховой медицинский полис действителен на всей территории Российской Федерации. Оказание медицинской помощи должно быть осуществлено в рамках Территориальной программы государственных гарантий.

  • Оказание медицинских услуг вне очереди.

Оказание услуг без очереди за определенную плату резко ущемляет право другого пациента, который не в состоянии заплатить за услугу, так как отодвигает получение им медицинской услуги на неограниченный срок. Пациент при этом теряет здоровье и испытывает моральный ущерб, сознавая, что он имеет неравные права с другими гражданами социального общества, в то время как ч. 2 ст. 19 Конституции гарантирует равноправие и запрещение дискриминации граждан по имущественному положению ("2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной принадлежности"). Ч. 1 и 2 статьи 21 Конституции гарантируют защиту достоинства личности: ("1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. 2. Никто не должен подвергаться унижающему человеческое достоинство обращению").

Оказание медицинской платной помощи "вне очереди" абсурдно с юридической точки зрения: потребителю продается не сама медицинская услуга, а возможность получить ее "вне очереди". Ведь все другие пациенты в очереди на прием, операцию и т.д. тоже хотят получить - медицинскую услугу в полном объеме и надлежащего качества, значит, разница между "платным" и "бесплатным" режимами оказания услуги заключается именно в ее внеочередности. Но в договоре с учреждением здравоохранения подобного наименования услуги типа "имя рек вне очереди" не указывается.