Интервью с заведующим отделением детской хирургии Красноярского краевого клинического центра охраны материнства и детства Давидом Чубко

28 марта 2017

Ребёнку со сложным врождённым пороком развития толстой кишки (болезнь Гиршпрунга) было два месяца от роду, когда заведующий отделением детской хирургии Красноярского краевого клинического центра охраны материнства и детства Давид Марленович ЧУБКО сделал ему операцию с помощью робот-ассистированной 3D-лапароскопии. 

- Мы первыми не только в России, но и в Европе успешно прооперировали пациента с таким маленьким весом и столь тяжёлым пороком в 3D-формате и при помощи робота, — говорит Давид Марленович. — Оборудование у нас не хуже, чем в ведущих клиниках мира. Сейчас также успешно мы лечим и гемангиому. Это доброкачественная опухоль сосуда, но течение может быть злокачественным – на пол-лица, с прорастанием в трахею, пищевод. Больных таких много и, как правило, от них отказываются. Многие мои коллеги просто не понимают, что в данном случае делать, – искренне сожалеет Давид Марленович. – Причём, в первые месяцы жизни это новообразование растёт в 23-25 раз быстрее, чем сам организм. Скажем, если опухоль была 1,5 или 2 см, то за две недели она может увеличиться до 25 см.

 - Но вы-то рискнули…

 - Не сразу. Сначала перепробовали все имеющиеся в мире методики – не помогло. Тогда приняли решение лечить, используя комбинированный подход. В разработке идеи нам помогли специалисты НИИ неотложной детской хирургии и травматологии (Клиника Рошаля в Москве). Мы стали смотреть на это доброкачественное образование как на злокачественное, начали его подвергать комбинированной полихимиотерапии и дополнять при необходимости оперативным вмешательством.

Сейчас первому прооперированному ребёнку 4 года, девочка уже ходит в детский сад. В 2012 году Д. Чубко получил патент на своё изобретение. Теперь многие московские клиники пользуются красноярской методикой.

 - Много мы накопили опыта и по устранению портальной гипертензии. Этот синдром развивается из-за нарушения кровотока и повышения кровяного давления в бассейне воротной вены, – доступным языком старается объяснить суть страшного термина главный детский хирург края, волшебник Давид (как называют его «за глаза» благодарные родители маленьких пациентов). – Заболевание очень тяжёлое, ведёт к пассивным кровотечениям из вен пищевода. Представляете, до двух-трёх литров крови ребёнок теряет… Такие дети раньше погибали. А сейчас мы успешно делаем операцию, используя технологию Александра Юрьевича РАЗУМОВСКОГО – президента ассоциации детских хирургов России. Это один из лучших специалистов на сегодняшний день в мире и главный наш учитель… Выполняется такая операция только в столичных клиниках и у нас. Кто за Уралом живёт – приезжает ко мне, а до Урала – в Москву.

В настоящее время более 70% операций в краевой детской клинической больнице делают эндоскопическим методом. Скажем, родился младенец без пищевода. Раньше оперировали таких пациентов по 6-7 часов, и до 2006 года выживаемость была практически нулевой. Сейчас операция длится не более часа, все дети выживают и впоследствии никакой инвалидности. На сегодняшний день прооперировано уже 76 детей с врождённым пороком развития пищевода.

По материалам газеты "Сибирский форум", Вера Кириченко